Рецензия на игру Disco Elysium

Рецензия на игру Disco Elysium

МЕЖПРОСТРАНСТВЕННОЕ НИЧЕГО: Хммм… что это за Disco Elysium? Это что-то связанное с танцами?

ЛОГИКА: Похоже на то. Но игра выиграла аж 3 номинации на The Game Awards 2019, значит это точно не танцевальный симулятор. Видимо, это что-то стоящее!

ВНУТРЕННЕЕ ПРОТИВОРЕЧИЕ: Да вы видели эти номинации? Лучший инди-проект?! Явно не то, что достойно моего внимания!

ГЛАВНЫЙ ГЕРОЙ DISCO ELYSIUM: Просыпается на холодном полу в одних трусах и облеванной майке. “Где я?”

МЕБЕЛЬ В КОМНАТЕ: Боже мой! Как этот пьяница все еще в живых?  

ЭНЦИКЛОПЕДИЯ: Да это же Disco Elysium! Игра разработанная малоизвестной эстонской студией ZA/UM, которая с релиза не получила должного внимания из-за малой известности. Это же одна из лучших ролевых игр всего жанра, которая получила наград больше, чем Death Stranding! Этот проект точно стоит оценить каждому!

МЕЖПРОСТРАНСТВЕННОЕ НИЧЕГО: Ну давайте попробуем!

Примерно вот так 90% диалогов проходят в игре Disco Elysium, о которой мы бы хотели вам рассказать и показать на ее примере, как должна выглядеть действительно отличная ролевая игра.

От энциклопедии мы поняли, что это ролевая игра, действия которой разворачиваются в одном из районов вымышленного города Ревашоль, Мартинес, который славится нищетой и высокой преступностью.

В одном из здешних хостелов в одних трусах и заблеванной майке просыпается детектив, у которого напрочь отшибло всю память, от рождения до сегодняшнего дня. Номер выглядит примерно также, как и наш протеже: разбитое окно, раскиданная одежда, галстук крутится на потолочном вентиляторе. Ни мы, ни детектив не понимаем, что здесь вообще происходит, поэтому самое время оглядеться и вспомнить все происходящее.

Одевшись и пообщавшись с зеркалом, детектив выходит из своего номера и встречает неприлично красивую девушку, которая рассказывает нам, что происходило в прошлую ночь. Узнав, что мы оказывается детектив, так еще и с делом, отправляемся на место преступления, попутно пообщавшись с управляющими отеля и обычными людьми, где находим повешенного мужчину на разметочной ленте.

И с этого момента начинается самое интересное. Весь город на момент игры трещит по швам. В нем постоянно идет борьба между отдельными людьми, группами людей и партиями из-за разных полит взглядов, интересов, убеждений и выбора социально-экономического развития. Такое разногласие начал кокаинист-король, который своим гедонизмом(учение, согласно которому удовольствие является высшим благом и смыслом жизни) довел народ до великого коммунистического восстания, в свою очередь подавленный интервенцией “демократическими” силами. И во всем этом сыр-боре нам нужно нужно расследовать убийство, хоть как-то социализироваться, вспомнить всю забытую жизнь, выбрать политическую сторону, за главенство которой мы начнем бороться, и из-за чего детектив будет попадать в различные конфликты и нехорошие компании. Но это еще не самое страшное. Нашим главным врагом станем мы сами.

Память-то нам отшибло напрочь, но внутренние голоса все так же при нас. Во время всего приключения вместе с главным героем в диалоги, которых тут больше всего, будут вступать внутренние голоса главного героя. В Disco Elysium они выступают в роли отдельных личностей, каждая из которых будет помогать вам во время общения с другими персонажами. Например, Логика поможет вам выявить нестыковки в словах собеседника, Визуальное моделирование поможет смоделировать ситуацию, в результате которой произошло то-то и то-то. Восприятия(5 видов чувств) в подробностях  расскажут, что каждое из них чувствует в данный момент. Харизма выведет диалог на совершенно другой уровень. Между двумя персонажами появятся теплые отношения, в результате которых можно будет выудить нужную нам информацию по делу об убийстве или о мировом заговоре. И таких “личностей” у детектива 24. Но не все так просто. Disco Elysium не даст вам все и сразу. По мере прохождения игры вы должны прокачивать свои умения общаться. Но и сами умения также отличаются. В начале игры вам будет доступен выбор, по какой ветви развития и идти дальше. На выбор вам даются “Мыслитель”(Невероятно умен, очень плох в общении с людьми, его посещают оригинальные идеи), “Восприимчивый”(Хороший психолог, но очень нестабилен, может свихнуться) и “Силовой”(Очень силен, взаимодействует с миром путем грубой силы). Также можно создать свой психотип. И в зависимости от того, какой выбор вы сделаете, в такую сторону вас и будет тянуть в диалогах. Хотя ничто не мешает вам перекачаться в другие умения, однако начальный тип будет с вами до конца игры. 

И только те внутренние голоса, что вы прокачали, будут общаться с главным героем. То есть создав морального урода, которого не волнуют чужие чувства, в самый ответственный момент, когда нужно будет проявить милосердие к маленькой девочке, у вас будет выбор между нагрубить ей или избить до полусмерти. Это делает геймплей очень разнообразным. Вообще Disco Elysium очень разнообразна и реиграбельна. Диалоги представляют собой не обычную развилку- Да, Нет, “Сарказм”, а глубочайшее диалоговое окно. Лично у меня во время прохождения ни разу не возникла мысль, что я бы ответил по другому, почему здесь нет моего варианта ответа. То есть сколько имеется вариантов ответа, столько и в реальной жизни их было бы. 

Но это только часть всего разнообразия. Во время нового диалога один из собеседников может заикнуться о феминизме. Просто так, невзначай, а может в шутку. Но такое мелкое упоминание застрянет у детектива в голове, и мы имеем выбор, развивать ту или иную мысль или нет. Если забыть про нее, то ничего нового в поведении персонажа не проявится. А если каждый раз вспоминать и размышлять о, например, феминизме, то потихоньку наш главный герой будет становиться адептом той или иной культуры. Феминизм, конечно, не единственное подобное “отклонение”, но оно первое, что встречается нам на пути. 

Таким образом мы получаем просто огромнейший простор для создания собственной истории, в которой принимает участие не только главный герой, но и мы сами. Детектив становиться нашим вторым Я, которое отражает вашу внутреннюю действительность. Правда не многим понравится такое взаимодействие с игрой, когда на экране ничего не происходит и двигается только столб текста. Это реальная проблема Disco Elysium. Мне во время прохождения приходилось делать паузы, потому что голова устает воспринимать столько текста. А если пойти в другую игру, то забудешь все, что происходило до этого момента.

Оценка за геймплей и сюжет(они очень взаимосвязаны)- 8/10

Графика в игре не скажешь, что революционна. Она и близко не стояла с 2019 годом. Однако выполнено все в довольно приятном, будто нарисованном акварелью мире, который отличается от нашего. Века здесь называют по именам(сейчас он “Нынешний”), а технологии нашего времени, времен 60-ых годов прошлого столетия и недалекого будущего будто смешались в одно целое. Здесь можно увидеть, как город будущего буквально через несколько шагов превращается в страшные трущобы с деревянными избушками и размытыми дорогами, а пройдя еще дальше, можно забрести в маленький и разрушенный, будто после катастрофы район, в котором стоят машины 50-60-ых годов.

Мебель и обстановка в домах переносит нас в совершенно другую вселенную, в которой смешались хайтек, Америка 80-ых и модерн.

Антураж у игры потрясающий. Он необычен тем, что это совершенно другая вселенная, которая вроде так похожа на нашу, но которая пошла по совершенно иному пути развития. Будто ты заглядываешь в параллельную вселенную.

За графику Disco Elysium получает 7/10

Disco Elysium удивительна. Она смогла выбиться в топы лучших ролевых игр всего жанра, когда разработчиком являлась маленькая эстонская студия, которая практически не имела опыта в создании игр. Причем работа была проделана колоссальная. Разработчик написал более миллиона слов диалогов. Каждый предмет, который хоть немного взаимодействует с миром имеет свое собственное Я. Здесь говорит все. От почтового ящика до потока мыслей и сознания древней рептилии. Такой способ взаимодействия с миром делает его по настоящему живым и игрок вживается в него. 

В Disco Elysium вам никогда не будет скучно. У вас не появиться ощущения одиночества или скуки во время разговора с одним из персонажей, потому что вслед за вами будут идти все ваши 24 личности, которые будут общаться с детективом или даже спорить друг с другом. 

Мир игры Disco Elysium отличается особенной открытостью. По мере прохождения игры можно попасть и пообщаться со всеми слоями общества(от бомжей до мафии, интеллектуальной элиты и аппарата действующей власти), оценить и примкнуть к какой-либо политической идеологии и бороться за нее, послушать и принять участие в сотнях интересных историях и диалогах, узнать о религиозных предпочтениях горожан, историю этого города и всего мира в целом. Если обобщить, то мир игры полностью открыт для исследования, что также добавляет живности. 

Детектив всегда, вне зависимости от того, как вы будете играть, будет отражением вашей личности. Из-за очень гибкой настройки поведения и характера персонажа, каждый игрок создаёт свою собственную копию, которая будет в точности повторять именно ваши особенности, что позволит игре в точности описать, как именно вы бы поступили в этой ситуации, что приносит нереальное удовольствие во время прохождения. 

За инновационность Disco Elysium получает 9/10

Disco Elysium невероятно хорош. На Metacritic проект получил 91 и 8.1 от критиков и обычных пользователей соответственно. Игра зашла практически всем. Хорошее музыкальное сопровождение, необычная графика, отличнейший сюжет и просто идеальное погружение и взаимодействие с миром игры. Основные недостатки, которые выделяет большинство пользователей, это плохо записанные голоса, большинство которых записаны чуть ли не на обычный телефон. Озвучены не все диалоги и иногда появляющаяся от постоянного текста усталость, из-за которой хочется выйти из игры(но не надолго). Эти проблемы в большинстве своем обусловлены ограниченностью бюджета у ZA/UM, что легко решаемо, поскольку проект вышел действительно годным и разработчики смогут найти себе инвестора.

За общее впечатление Disco Elysium получает 4/5

Подводя итоги, хочется сказать, что эстонцы из студии ZA/UM большие молодцы. Под гнетом крупных игровых монополистов они не побоялись дерзнуть и попытались выскочить на мировой рынок, чтобы показать, как действительно нужно делать игры, от чистого сердца. Будем надеяться, что эстонцы поняли свою ответственность, и они продолжат выпускать такие же годные проекты, как Disco Elysium!

44/50

Михаил Суетин

Обожаю серию игр Dark Souls и Destiny. Если хотите пообщаться в PSN, то мой Ник The_Elementus. Обращайтесь!